Чувство цвета и его характеристики
Иногда мы не можем представить целиком атмосферу будущего дома и его цветовое настроение. Тогда мы идем другим путем: создаем образ и чувство из отдельных характеристик.
Мы говорим, что дом будет легким, светлым и праздничным, и затем рождается образ. Цветущий сад — яблони и вишни в голубоватой небесной дымке. Метель белых и розовых лепестков. В ветвях — косые лучи утреннего солнца.
Белый, золотистый, голубой, немного фарфорового бело-розового — почувствуйте это настроение и попробуйте придумать из него дом. Что бы это могло быть: изящный дворцовый павильон в парке, домик на морском берегу, спальня девушки-подростка?
Многие цвета не имеют имен. Мы часто называем их именами цветов или плодов, связываем со вкусом или ароматом, стихиями или явлениями природы: цвет хурмы, лаванды, персиковый, морской волны, аметистовый, фисташковый или цвет пустыни. О чем это говорит? Мы воспринимаем цвет в значительной степени как настроение и вспоминаем цвета обычно по ассоциации с запомнившимися местами и событиями. Цвет может быть: младенческий или мистический, романтический или традиционный. Все это — настроения и ассоциации.
Каждый цвет дарит нам свое настроение, особое, неповторимое и неописуемое. Мы можем сказать, что белый—тихий, торжественный и хрупкий, что он наивный и невинный. Это будет отчасти правда. Отчасти, потому что в действительности мы встретимся с чувством белого цвета. Он будет какой-то такой, ж торжественность и хрупкость только намекают на его качество, подводят близко, но не передают полностью. Для этого нам нужны характеристики цвета: чтобы описать, чтобы передать другим, чтобы в описании приблизиться к истинному переживанию. Характеристики помогают учиться и понимать друг друга.
Но это не только язык, который дает возможность воспринимать и проектировать. Мы не всегда можем полностью пережить всю глубину и гамму тональностей чувства цвета, но нам по силам выделить его отдельные оттенки, такие как легкость или тяжесть, тепло или холод.
Иногда мы не можем представить целиком атмосферу будущего дома и его цветовое настроение. Тогда мы идем другим путем: создаем образ и чувство из отдельных характеристик.
Мы говорим, что дом будет легким, светлым и праздничным, и затем рождается образ. Цветущий сад — яблони и вишни в голубоватой небесной дымке. Метель белых и розовых лепестков. В ветвях — косые лучи утреннего солнца.
Белый, золотистый, голубой, немного фарфорового бело-розового — почувствуйте это настроение и попробуйте придумать из него дом. Что бы это могло быть: изящный дворцовый павильон в парке, домик на морском берегу, спальня девушки-подростка?
Сейчас мы протянули нить от простых настроений к сложному образу и от образа — к проекту.
Попробуйте еще придумать сами: настроение — образ — дом.
Наиболее часто используют характеристики цвета, похожие на ощущения:
теплый — холодный;
легкий — тяжелый;
приближающийся — удаляющийся;
светлый — темный.
Эти качества не назовешь настроениями. Тепло и холод скорее отражают какую-то наиболее общую реакцию на цвет, в которую включены и тело, и чувства, и мысли. Эти самые обобщенные качества цвета говорят нам очень многое. Опираясь в создании интерьера на тепло и холод, мы определяем фундаментальные характеристики жилого пространства. Нам понятно, что такое холодный или теплый дом. Эти качества во многом определяют жизнь в доме.
Используя качество отступающего и наступающего цвета стен, пола и потолка, мы можем существенно изменять пространство интерьера. Это не условная характеристика.
Красный, оранжевый, желтый визуально действительно надвигаются на нас, а голубой, синий и фиолетовый — удаляются. Зеленый и белый — нейтральны, а черный отступает. Если пол, потолок и фронтальные поверхности наступают, а боковые стены удаляются, пространство будет выглядеть ниже и шире. Фронтальная поверхность наступает, остальные отступают — впечатление, что стена наезжает. Далее попробуйте поиграть с этой темой сами.