Люстра в прошлом-символ роскоши
В знаменитой кинокомедии “Мимино” сфокусировано внимание на этот печальный факт. Можно вспомнить, как один из героев фильма на судебном процессе узнает, что его разгромленная люстра, якобы сделанная из венецианского стекла, при поверке, оказывается обычным, отечественного производства – светильником, цена которого – копейки, а “по блату” за нее было уплачено совсем не маленькую суму.
Если мысленно перенестись во времена советского бытия, то каждый может вспомнить о том, как с детства нам внушали идею: “люстра в доме это символ богатой, зажиточной жизни”. А хрустальная люстра, вообще, олицетворяет – определённый, довольно высокий уровень достатка.
Обычно, у большинства советских граждан на то время, в квартирах были не дорогие люстры. Не всегда появлялась возможность найти средства на покупку чего-либо нужного, стоящего, а у кого были сбережения, то возникала проблема – найти желаемый предмет. Если припомнить, то четкой виной тому, был тотальный дефицит.
В знаменитой кинокомедии “Мимино” сфокусировано внимание на этот печальный факт. Можно вспомнить, как один из героев фильма на судебном процессе узнает, что его разгромленная люстра, якобы сделанная из венецианского стекла, при поверке, оказывается обычным, отечественного производства – светильником, цена которого – копейки, а “по блату” за нее было уплачено совсем не маленькую суму.
На радость всем нам, на сегодняшний день, такого рода дефицита нет. Но нас окутала другая напасть. Теперь не у каждого человека есть необходимое количество средств, для того, чтобы приобрести себе то, что желает душа.
Бывают случаи, когда нам на помощь появляются торговцы с лозунгом – “распродажа”. И как только женщина, которая мечтает прикупить шикарную люстру, слышит сокровенное словосочетание “люстра – распродажа”, то у неё сразу же может подняться давление, от того как она сама вскочит и побежит в то место, где “это” происходит.
Теперь, давайте переместимся в историю Российского государства и рассмотрим, как обстояли дела со светильниками много лет назад. В царской России с приходом к власти Петра I начали осуществляться, помимо заседаний боярской Думы, и балы с превосходной роскошью, а также пышные празднования. Царь решил справлять приходящий Новый год, который отмечал на “широкую ногу”. А все эти действия нуждались в роскошных интерьерах, в создании новых палат, большой освещенности и, установки светильников большой мощи. Для этого Петр I приглашал иностранцев, которые привозили с собой светильники по такой цене, что фраза: “покупаем люстры по низким ценам”, представляется себе немыслимой.
Со времен уже Екатерины II, помимо поставок готовых изделий, начали приглашать ремесленников из соседней Европы, задачей которых было наладить систему производства светильников и люстр, а также научить местных мастеров этому делу.
Само собой, из-за использования гранёного хрусталя и золочёной бронзы, люстры стоили не дешево, но их цена была значительно меньше чем привозных.
В 1778 году была открыта Императорская фабрика по изготовлению светильников. В продаже стали появляться люстры, так называемые сегодня “елизаветинскими”.
Эти светильники имели характер массивных изделий, украшенных гранёным стеклом. А присущие им хрустальные подвески, носили свойства усиливания слабого мерцающего света горевших свечей и прекрасно улучшали освещённость в больших залах. Особенно ценили люстры из подвесками с горного хрусталя, отделанные ювелирами. Им придавали большое значение, и их цена была очень высокой. До конца XVIII века, даром, дорогостоящие люстры можно было получить только наследственным путем.
Учитывая тот факт, что свечной свет довольно таки слаб, архитекторы при творении убранства в дворцовых залах применяли разные зеркала для увеличения световых потоков. Для равномерного светового освещения в углах помещений устанавливались торшеры и бра. В столовых, где нужен был свет над столом, использовали – канделябры и подсвечники, которые являются предками ныне существующих настольных ламп. Кабинеты, спальни и приёмные освещались люстрами с рассеянным световым освещением. Для этого накрывали свечи стеклянными матовыми шарами.
Последующим этапом в развитии светильников в Российской Империи считается эпоха “екатерининских” светильников. Их отличительная особенность полагала в применении к конструкции ярких и цветных стекол. Что отыгрывало особенную роль на моду, так как в Европе цветное стекло в светильниках использовалось очень редко.
В конце XVIII века в осветительных приборах начали применять материал, который изображал дорогой фарфор. В связи с этим в продаже стали появляться люстры менее дорогие.
До сегодняшнего дня сохранились в считанном количестве подобные светильники, созерцать которые возможно только в музеях. Время текло, изменялись вкусовые качества, совершенствовались технологии производства и, тем самым, удешевлялись светильники. Люстры по низким ценам – это стало во главе угла, когда мода на них сильно распространилась, от дома любого купца до мещанина, исключая только крестьянскую избу, которая долгое время считалась лучиной.
Процесс изменения со свечного света на электрическое освещение сделал настоящую революцию в деле изготовления люстр. Их стали изготавливать помимо метода литья из бронзы, из более дешевых материалов.
Постепенно, данный процесс удешевления изготовлений люстр стал приобретать характер необратимости, и теперь массовые изделия стали по карману любому трудящемуся человеку. Распродажа люстр – сегодня таким рекламным призывом не удивить, пожалуй, никого.
Распродажа люстр выгодна и разным производителям, которые намерены сбыть торговые остатки изготовленной продукции, и продавцам, которые завлекают покупателя низкими ценами, что позволяет увеличить оборот, и потребителям – нам с вами, что дает возможность приобрести товар отличного качества по низкой цене. И лукавства здесь нет никакого, так как во всем мире давно поняли, что преследование высокой прибыли не самый лучший путь.
Поэтому, читая слова: “люстры-распродажа”, в нашем сознании не должна формироваться ассоциация с чем-то устаревшим или недоброкачественным.