Освещение картинной галереи и требование к нему
Картины – это особые предметы, произведения искусства. Они требуют бережного отношения и создания специальных условий для их сохранности. Известно, что ультрафиолетовое излучение спектра солнца губительно действует на предметы живописи – вызывает разрушение красок и их выцветание, вследствие чего полотна теряют свою художественную ценность. Поэтому освещение играет чрезвычайно важную роль.
Освещение картинной галереи – это сложная и ответственная задача. Основная цель освещения картинной галереи – это создание светового образа представленных экспонатов для оказания эмоционально-психологического воздействия на посетителей. Прежде чем приступить к освещению картинной галереи необходимо разработать соответствующий проект. Проект освещения картинной галереи включает целый комплекс задач, требует разработки технического задания, проведения тщательных расчетов и квалифицированного подхода к выбору осветительного оборудования, светильников, ламп, шинопроводов. Этой работой должны заниматься специалисты в области светового дизайна.
Картины – это особые предметы, произведения искусства. Они требуют бережного отношения и создания специальных условий для их сохранности. Известно, что ультрафиолетовое излучение спектра солнца губительно действует на предметы живописи – вызывает разрушение красок и их выцветание, вследствие чего полотна теряют свою художественную ценность. Поэтому освещение играет чрезвычайно важную роль.
В картинных галереях исключительно применяют искусственное освещение. Основным объектом картинной галереи являются картины. Главная задача освещения картинной галереи – правильная подсветка картин. К освещению картинной галереи предъявляется ряд важных требований:
1.Освещение картинной галереи должно быть мягким, неярким, слегка приглушенным, приятным для глаз человека, обеспечивающее сохранение яркости красок полотен и их стойкость к разрушению.
2.Свет не должен мешать восприятию картин, на их поверхности не должны образовываться блики, тени, резкие контрасты от предметов интерьера.
3.Освещение должно обеспечивать правильную передачу цветов изображений картин, не должно быть их искажение. Оптимальная цветопередача подчеркивает колористическое решение картин.
4.Нормированный уровень освещенности картинной галереи, он не должен быть выше 150 лк для полотен, выполненных маслом, не выше 50 лк для полотен, выполненных гуашью и акварелью.
Для освещения картинной галереи используют различные светильники. Они должны быть установлены на правильном расстоянии от картин и, как правило, лучший вариант – над картинами. К тому же, лучший эффект восприятия картины достигается в том случае, если лучи света попадают на картину сверху вниз. При этом картины не должны нагреваться. Нагрев картин приводит к разрушению красок и даже к повреждению полотна. Правда, изготавливают специальные рамы для картин, в верхнюю часть которых встраивают небольшие по габаритам и мощности светильники. Но при таком освещении картин могут возникать блики на поверхности картины, что снижает зрительный эффект и может привести к нагреву картины. Поэтому их использование ограничено. Время воздействия светового потока светильников на картины также должно быть ограничено. Картины должны быть защищены от ультрафиолетового излучения и побочной засветки, на их поверхности не должны образовываться тени и блики. Выпускаются светильники со специальными защитными стеклами, которые способны защитить картину от разрушительного действия ультрафиолетовых лучей.
Для освещения картинных галерей большой площади используются светильники с металлогалогенными лампами. Они способны создать достаточно хорошее освещение и обеспечивают качественную цветопередачу. В их спектре отсутствует ультрафиолетовое излучение. Особенно уместно использовать прожекторы с металлогалогнными лампами для освещения выставочных залов, где представлены скульптуры из керамики, бронзы, камня. Светильники с рифленой поверхностью, оснащенные галогенными лампами, обеспечивают правильное направление света и хорошее освещение экспонатов. Лучи направленного света светильников обеспечивают и хорошее восприятие экспонатов.
Наиболее оптимальный вариант, обеспечивающий высокое качество восприятия картин, достигается при использовании трековых систем освещения. При этом светильники располагаются на шинопроводе. Преимущество трековых систем в том, что светильники можно располагать на разной высоте, на нужном расстоянии от картины, на определенном расстоянии друг от друга. Световые лучи от светильников направляются в нужное русло, происходит рациональное распределение светового потока, исключая попадание прямых световых лучей на картину и тем самым, устраняя блики и тени. При этом важно определить количество светильников, исходя из их электрических параметров, требований к освещению, размера картины. Такие системы отличаются мобильностью, удобством установки и функциональностью. Очень уместно устанавливать светильники на шинопроводе в помещениях со сводчатыми потолками, а также при смене экспозиции. Трековые системы освещения – это идеальное решение для использования в картинных галереях, выставочных залах.
Используются также светильники со светодиодными лампами, которые отличаются стабильностью и надежностью в работе и обеспечивают качественную подсветку картин. Светодиодные светильники устанавливаются на подвесной шинопроводе, что обеспечивает их правильное расположение и дает хороший световой поток. Особенно хороший эффект достигается при использовании светодиодных прожекторов. Они не излучают ультрафиолетовых лучей, отличаются высокой безопасностью. Поэтому их применение для освещения картинной галереи является наиболее оптимальным.
Освещение картинной галереи требует грамотной разработки и обоснованного составления проекта. К тому же, подход к освещению картинной галереи носит индивидуальный характер и, следовательно, проект должен разрабатываться исходя из конкретной ситуации.