Профессиональное освещение магазина-путь к прибыли
Программа светового оформления магазина должна включать следующие составные элементы: составление проекта освещения, правильный подбор светильников и монтаж светотехнического оборудования. Правильно подобранные и установленные светильники в магазине создают комфортные условия для покупателей в процессе выбора товаров и принятия решения о его покупке. Использование различных технических приемов оригинальной подсветки товаров позволяет привлечь внимание к товару.
Профессиональное и качественное освещение магазина играет исключительно важную роль в продвижении товара и привлечении внимания покупателей к нему. Световое оформление магазина является элементом дизайна и престижа торгового предприятия. Уместно сегодня руководствоваться таким правилом: световое оформление магазина – это его световой дизайн плюс светотехническое оборудование. Маркетинговая стратегия торгового предприятия должна быть направлена на правильный выбор освещения. Программа светового оформления магазина должна включать следующие составные элементы: составление проекта освещения, правильный подбор светильников и монтаж светотехнического оборудования. Правильно подобранные и установленные светильники в магазине создают комфортные условия для покупателей в процессе выбора товаров и принятия решения о его покупке. Использование различных технических приемов оригинальной подсветки товаров позволяет привлечь внимание к товару. При этом повышается покупательская активность, увеличивается количество покупок, растут объемы продаж товаров, что ведет к ускорению их оборачиваемости, увеличению товарооборота магазина, его доходов и прибыли. Безусловно, что профессиональное освещение торгового зала магазина требует учета ряда факторов, а именно: размера торговой площади магазина, ассортимента товаров и особенностей их размещения и выкладки, объема товаров, видов торгово-технологического оборудования, расположения полок и стеллажей, цветового решения оборудования, стилевой направленности интерьера и др.С точки зрения психологического подхода свет оказывает воздействие на психологию покупателя. Хорошо освещенный товар привлекает его внимание, недостаток освещения делает товар незаметным, может вызвать у покупателя даже раздражение. Уровень воздействия света на покупателя зависит от интенсивности освещения помещения, и в частности товара, цветовой температуры света. При высоком уровне освещения покупатель испытывает чувство приятного удовлетворения, пребывает в некотором возбуждении, возвышенном настроении. Исходя из стандартных требований, обеспечение комфортных условий для покупателей магазина может быть достигнуто при освещении торгового зала магазина порядка 500-2500 люксов. К тому же, в пасмурную погоду уровень освещенности магазина находится в пределах от 1800-2000 люкс, в солнечный день – он ниже.
Помимо правильного выбора общего уровня освещенности магазина, важно точно подобрать цветовую температуру. Наиболее верное решение – это использование нейтрально-белого света с цветовой температурой в пределах от 3800 до 4000 К.Для освещения торгового зала магазина преимущественно используют светильники с люминесцентными лампами, которые оснащены электронными пускорегулирующими устройствами. Применение данных ламп связано и с тем, что они отличаются высокой экономичностью и длительным сроком службы. Находят применение и металлогалогенные газоразрядные лампы в светильниках точечного типа. Использование точечных светильников обходится значительно дешевле, чем освещение подвесными системами с люминесцентными лампами. Однако использование точечных светильников не создает равномерного освещения, свет при этом выглядит блеклым и малопривлекательным. И при таком освещении товары, имеющие яркую окраску, теряют свой внешний вид и привлекательность.
При организации освещения в торговом зале магазина следует учитывать особенности освещения различных групп товаров. Хотим дать некоторые советы относительно светового оформления отдельных отделов магазина продовольственных товаров.Так, например, при освещении в отделах “Хлеб и хлебобулочные изделия”, “Кондитерские изделия” целесообразно применять источники света с низкой цветовой температурой, которая дает теплый, приятный, желтый и золотистый свет. Для этой цели уместны галогенные лампы, а лучше более экономные люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000 К. Торговое оборудование в этих отделах должно поддерживать теплую атмосферу своим цветом и фактурой поверхности. Для оформления витрин, стеллажей целесообразно использовать дерево, для размещения и выкладки товаров использовать корзины из лозы и других натуральных материалов.Хорошее освещение отдела “Молоко и молочные продукты” достигается с использованием люминесцентных ламп с цветовой температурой 4100 – 6500 К и высокой цветопередачей. При таком освещении товаров важно подчеркнуть их потребительные свойства и в частности, свежесть. А подсветка современной упаковки товаров усиливает их эстетические показатели, делает более привлекательными для глаз покупателей. Немаловажную роль сыграет яркая реклама, акцентная подсветка отдельных товаров, особенно в этом нуждаются товары-новинки.
Отдел “Мясные и колбасные изделия”. Для освещения витрин таких товаров нередко применяются лампы, создающие специальный спектр, в котором преобладают красные и розовые цвета. Такое освещение товаров усиливает их натуральный цвет и повышает привлекательность товара, способствует сосредоточению внимания покупателей на них.
В отделе “Овощи и фрукты” наиболее верным решением будет использование точечных светильников – колокольчиков или металлогалогенных ламп с керамическими горелками направленного освещения. Эти лампы имеют хорошую цветопередачу и создают высокий уровень интенсивности света. Направленные световые лучи эффектно освещают фрукты и овощи, придавая им великолепную свежесть, и усиливают их вкусовые свойства. Такие лампы снабжены ультрафиолетовыми фильтрами, и они не оказывают вредного воздействия на овощи и фрукты. Отдел “Спиртные напитки”. Освещение этого отдела допускает стандартный подход в использовании люминесцентных ламп. При продаже дорогих крепких напитков и вин целесообразно акцентное освещение с использованием ламп накаливания или галогенных ламп, что позволить подчеркнуть их внешний вид, обратить внимание покупателей на рекламные этикетки.
Профессиональное и качественное освещение является важным условием грамотной маркетинговой стратегии магазина и усиления роли рекламы товаров. Оно должно распространяться на всю площадь магазина с учетом особенностей товаров разных групп, предлагаемых покупателям.