Дизайн

Мебель приобрела четкие аскетичные формы, позволяющие легко различить простые линии. В Бельгии состоялось одно из ключевых событий художественной жизни конца девятнадцатого века — рождение «Общества двадцати», группы художников-авангардистов, стремившихся ограничить влияние французского импрессионизма. Не вполне ясно, какие связи это объединение имело с Виктором Орта, но значительная роль
последнего в бельгийской архитектуре этого периода несомненна, рта был носителем идей ар нуво, и в его интерьерах соединялись функциональность и творческая фантазия.

Дизайн не возникает случайно и не бывает безродным. Он неразрывно связан с личностью художника, культурным наследием и отличительными чертами места, где он родился. Поэтому мы представим обзор стилистических тенденций некоторых стран, занимающих ведущее положение в области дизайна на протяжении последних ста лет. Если в девятнадцатом столетии португальское искусство находилось в состоянии упадка, а архитектура этой страны ориентировалась на прошлое в поисках источника вдохновения, то в двадцатом веке ситуация в корне изменилась. Португальская архитектура откликнулась на веяния прогресса, восприняв самые последние тенденции; в дизайне нельзя говорить о едином стиле, присущем только Португалии, существует сразу несколько его направлений: ироническое, архитектурное, скульптурное и минималистское.
Что касается Германии, то здесь значительной стилистической свободы в области архитектуры и декоративного искусства удалось достичь благодаря влиянию бельгийца Анри вандер Вельде и австрийца И. М. Ольбриха. Здания Петера Беренса стали первыми памятниками рационалистической архитектуры, а Вальтер Гропиус, Эрик Мендельсон и Мис ван дер Роэ — участники Баухауза — создали ее признанные шедевры. Австрия и сегодня остается одной из самых развитых стран в области дизайна. В начале двадцатого века здесь возникло движение Венского Сецессиона, ставшее реакцией на распространение эстетики ар нуво и призывавшее к объединению искусства и дизайна — причем уже тогда была провозглашена ведущая роль дизайна.
Нидерланды все еще многим обязаны движению, которое возникло в начале двадцатого столетия вокруг журнала «Де Стейль», — неопластицизму. Его главные признаки — сведение форм к геометрическим линиям и использование основных цветов. Недавно произошло возрождение этого практического стиля в дизайне, лозунг которою — «Ничего лишнего». Мебель приобрела четкие аскетичные формы, позволяющие легко различить простые линии. В Бельгии состоялось одно из ключевых событий художественной жизни конца девятнадцатого века — рождение «Общества двадцати», группы художников-авангардистов, стремившихся ограничить влияние французского импрессионизма. Не вполне ясно, какие связи это объединение имело с Виктором Орта, но значительная роль последнего в бельгийской архитектуре этого периода несомненна, рта был носителем идей ар нуво, и в его интерьерах соединялись функциональность и творческая фантазия, В архитектуре Норвегии в двадцатом веке существовали два различных направления: одно призывало вернуться к традициям, получившим современное звучание, другое черпало вдохновение в современной европейской архитектуре. Под влиянием Эсплунда, Гропиуса и Ле Корбюзье две эти тенденции объединились, положив начало новой архитектурной школе, которая обращалась к традиционным мотивам, приспосабливая их к требованиям окружающей среды и новых обстоятельств. В наши дни в Норвегии также существуют дветенденции: одна отдает предпочтение функциональности, для другой же первостепенное значение имеет дизайн. Шведский дизайн, напротив, лишен внутренних разногласий.
Основными принципами для него являются функционализм и минимализм. Он отрицает дополнительные украшения и тяготеет к основным геометрическим линиям, хотя иногда допускает изогнутые формы. В последнее десятилетие двадцатого столетия в Европе сильное влияние приобрел итальянский дизайн, став одним из ведущих Управлений. Он характеризуется многообразием форм и в использованием материалов разных расцветок.