Экспозиционное освещение и его особенности

Сейчас во всем мире отслеживается отчетливо видная тенденция к пересмотру правил экспозиционного освещения. Исследования, которые активно прогрессируют в Германии, дают возможность согласиться с сотрудниками галерей и музеев. Они утверждают, что, если изобразительным объектам, после 2-3 летнего экспонирования, дать возможность  “отдохнуть”, то они способны сохраниться лучше.

Освещение музейных экспонатов наделено рядом особенностей. Как известно, древние предметы, не любят сильного освещения по той причине, что свет производит губительное воздействие на материалы – ткани, красители, дерево, бумагу и т. д. Поэтому, осветительные приборы следует размещать таким образом, чтобы блики, отраженные от стекол, не усложняли посетителям разглядывать экспозиции, а также сохраняли цветопередачу экспонатов. Что-то испытывает потребность  в свете, имитирующем пламя факелов или костра, что-то в освещении, сходном с солнечным светом. Вследствие чего, только при тесной творческой взаимосвязи хранителя экспозиции и светотехника, посетитель в эмоциональном духе воспримет древнюю культуру, действительно восхищаясь экспонатом, а средства современной техники останутся в тени, не отвлекая его сосредоточенность.

         В связи с этим на проектировщиков установок экспозиционного освещения покладается целый ряд комплексных задач. В первую очередь, нужно отобразить, то или иное произведение исскуства в качественной форме, а точнее – с одной стороны, достоверно и полно выявить параметры, которые составляют основу его художественного стиля – цвет, форму, материал, фактуру, а с другой – принять во внимание физиологические данные человеческого зрения, постараться выключить все возможные помехи: слепящий эффект, блики, резкие контрасты. Во-вторых, необходимо создать условия для сохранности экспонатов, так как свет оказывает губительное влияние на них: химический состав красок меняется, бумага желтеет, органические вещества подвержены риску распада.  Презентация скульптуры или картины требует достаточно большой освещенности, но в тоже время сохранность экспоната в полной мере обеспечивается при низком уровне света, а музейное освещение дает возможность найти компромисс.   Шаблонные методы освещения и находящиеся в действии нормативы дают указание на верное направление, но не решают задачу. Ситуация осложняется еще и тем, что в каждом индивидуальном случае параллельно с нормами, приходится брать во внимание и другие факторы.  Например, для сотворения оптимальных условий воспринятия изобразительного искусства большое значение имеют архитектурные особенности помещения,  цвет и фактура стен, метеорологические и суточные изменения освещенности пространства экспозиций.   

         Также, обязательно нужно учитывать размеры арт-декора и его место расположение относительно других экспонатов и окон. Для каждого отдельного экспоната внутри должен создаваться идеальный микроклимат, что покладаеться на группы профессионалов, в которую входят искусствоведы, специалисты по монтажу, осветители. При существующих нормах идеальным условием для выставления на показ произведений изобразительного искусства является – полностью изолированное от естественного света помещение. И большинство музеев  придерживаются этого правила. Но в большинстве случаев, хранилища образцов мирового искусства – это оставшиеся исторические здания: особняки, дворцовые сооружения и даже вокзалы, где соблюдение этого принципа последовательно выполнить невозможно. Здесь  обязательно рекомендуется зашторивать или закрывать окна, так как применение пленки, которая поглощает ультрафиолетовые лучи, нужного эффекта защиты не дает. Но, как не крути, все-таки современная экспозиция “построена” на искусственном свете. Если исходить из заданных условий, то к осветительной установке применяются жесткие требования, а именно: удобство конструкции, соответствие действующим нормам, высокая адаптируемость к различным уровням природного освещения, качественная цветопередача, а также  отсутствие вредных воздействий.

         Нормы освещенности гарантируют сохранность экспонатов.  В отличие от учебных, производственных, и других помещений, где установлены рамки нижних допустимых показателей, для музеев характерны верхние границы норм, которые не должны быть превышены ни при каких условиях. Для каждого индивидуального типа экспонатов устанавливаются свои уровни освещенности. Например, для газетной бумаги, ткани и акварели, они не должны превышать 50 лк, для драгоценных камней и металлов – 500  лк., а масляной живописи – 150 лк. Кроме того требуется выключить или довести к минимуму наличие агрессивных ультрафиолетовых и инфракрасных излучений. Первые производят прямое разрушительное действие – в  результате чего распадаются молекулярные связи, а вторые косвенно воздействует на старение материалов, ускоряя тем самым, химические реакции и приводит к увеличению температуры. Причем риск ультрафиолетового излучения усугубляется еще и тем, что он обладает кумулятивным эффектом – накапливания.

Сегодняшние отечественные нормы были выработаны давно и во многих случаях носят экспериментальный характер, так как на момент их возникновения, действие света на материалы, в достаточной мере не было изучено.

Сейчас во всем мире отслеживается отчетливо видная тенденция к пересмотру правил экспозиционного освещения. Исследования, которые активно прогрессируют в Германии, дают возможность согласиться с сотрудниками галерей и музеев. Они утверждают, что, если изобразительным объектам, после 2-3 летнего экспонирования, дать возможность  “отдохнуть”, то они способны сохраниться лучше. Также, учеными установлено, что большое значение имеет  не столько уровень освещаемости, сколько то количество облучения, которое определяется в каждом индивидуальном случае. Это дает ответ и на многочисленные примеры, когда акварели в простых условиях висят на открытом природном свету  более ста лет и не теряют своих качеств, словно опровергают все параметры и нормы. Если в действительности, то для того чтобы оценить, в каком освещение нуждается тот или иной экспонат, нужно установить его норму облученности, которая напрямую зависит от химического состава материалов и  красок.

Придерживания норм, очень строго отслеживается по  всем уровням и во всех странах. При этом ихнее воплощение в действительность часто оказывается своего рода техникой возможного. Например, для акварели установлена норма освещенности в 50 лк, но при такой освещенности в простых условиях невозможно разобрать тонкие красочные переливы и цветовые нюансы. Все же выход из данного положения есть – общий темный фон. Глаз привыкает к темноте и 50 лк будет достаточно. Как мы видим, все эти меры потребуют известной находчивости, поэтому музейное освещение считается наиболее сложноватым из всех имеющихся видов освещения.

При выборе источников освещения в первую очередь нужно руководствоваться частными задачами. Обычно используют лампы накала – галогенные и традиционные. Их преимуществом является сплошной спектр, который позволяет выполнять идеальную цветопередачу.

Очень удобны галогенные низковольтные лампы холодного пучка. Благодаря отражателю в ихней конструкции  инфракрасная область спектра при падающем свете почти не присутствует. Галогенные лампы данного типа можно устанавливать в светильники с управляемым фокусом, который дает возможность осуществлять настройку в таком плане, что свет всегда будет падать только на нужную картину. Еще одним преимуществом ламп накаливания есть то, что  в их относительной компактности, что играет очень важную роль при освещении в музейных залах, расположенных в исторических зданиях, где на фоне разных дворцовых интерьеров с исконными светильниками, нынешнее оборудование принимает вид инородного тела.

На сегодняшний день приборы малых габаритов можно создать  только на основе ламп накала, которая может иметь до 50 мм в диаметре, а нужный для ее работы трансформатор по размерам не большой. Но имеется один недостаток – высокое энергопотребление. Сейчас в довольно широком масштабе получили распространение лампы Т5 для светильников с ЭПРА, что позволяет отстраивать нужный уровень интенсивности освещения. Эти источники советуют применять в картинных галереях. А для освещения драгоценных и ювелирных изделий  лучше всего использовать точечные лампы накала – люминесцентный свет, который не делает игры бликов и правильного тенеобразования. Невзирая на то, что люминесцентные лампы в силу своей линейчатой структуры спектра никогда не разрешат добиться 100% воспроизведения цвета, но тот индекс цветопередачи, которым они наделены и их  новейшие разработки, вполне достаточны для того, чтобы надежно и успешно применять их в выставочных залах и музеях.