Хрустальные люстры: история и реальность
Хрустальная люстра с множеством свечей, окруженных гирляндами из хрусталя, создавала великолепный и неотразимый эффект множества светящихся точек, которые освещали пространство. В люстрах, имеющих многоуровневые композиции, каждому ярусу расположенных свечей соответствовал ярус хрусталя. Основные виды и формы элементов хрустальных люстр отражали достижения технологии производства стекла, господствующие архитектурные стили. Известно, что появление хрустальных люстр совпало с расцветом стиля барокко.
Стекло известно человеку с давних времен. В производстве осветительных приборов находит применение как обыкновенное, так и хрустальное стекло. Известно, что в XIV веке на острове Мурано (Италия) изготавливали люстры с использованием лепного стекла. Технология изготовления муранского стекла долгое время хранилась в строгом секрете. Однако лепное стекло не поддавалось обработке, оно не имело четких граней, блики света получались расплывчатыми и мерцающими. Мировую известность получили венецианские люстры с изображением изысканных стеблей, цветов, листьев и ниспадающих гирлянд, которые стали украшением родовых замков и особняков богатых европейцев. В XVII веке, в Чехии был получен богемский искусственный граненый хрусталь, который стал конкурировать с венецианским стеклом. Искусственный хрусталь получил свое название от такого минерала, как горный хрусталь.
Но особенной красотой обладает хрустальное стекло, содержащее в своем составе оксид свинца. Изобретение хрустального стекла имеет свою интересную историю. Известно, что хрустальное стекло было изобретено в Англии в XVII веке. В 1615 году правитель Британии Якоб I запретил использовать древесину в производственных целях. Вместо древесины для отопления печей в стекольном производстве стали использовать уголь, что привело к обесцвечиванию стекломассы. И в 1676 году был создан рецепт стекломассы с использованием оксида свинца, что и дало прекрасный результат – хрустальное стекло.Содержание оксида свинца является основным показателем качества хрусталя. Например, в богемском хрустале его доля превышает 15%, в хрустале Swarovski – 30%. Настоящей «золотой серединой» считается египетский хрусталь, в котором содержание оксида свинца составляет 18–30%. Чем больше в изделии оксида свинца, тем красивее и привлекательнее хрусталь и изделия из него.
Хрустальное стекло обладает особым блеском и чистотой, имеет высокую прозрачность, большую плотность, легко поддается механической обработке – гранению, шлифовке, полировке. Нанесение граней на хрустальное стекло способствует преломлению лучей света, которые создают игру света в виде радуги. Свойство хрусталя отражать, преломлять и разлагать свет на цвета спектра находит свое проявление и при изготовлении осветительных приборов, и в частности хрустальных люстр.
Хрусталь украшают алмазной гранью, цветными эмалями, препаратами золота, что усиливает его красоту и таинственность. Благодаря своим высоким эстетическим свойствам хрусталь на протяжении многих веков удовлетворяет самые изысканные вкусы людей многих стран мира.Появление хрустальных люстр относится к периоду эпохи раннего Возрождения. Бурное развитие строительства, совершенствование архитектурного мастерства зодчих привело к появлению сооружений, которые имели огромные внутренние пространства. Для их освещения нужны были мощные источники света. На помощь свету пришли свойства хрустального стекла. Хрустальное стекло стало широко применяться для изготовления хрустальных люстр. Хрустальная люстра с множеством свечей, окруженных гирляндами из хрусталя, создавала великолепный и неотразимый эффект множества светящихся точек, которые освещали пространство. В люстрах, имеющих многоуровневые композиции, каждому ярусу расположенных свечей соответствовал ярус хрусталя. Основные виды и формы элементов хрустальных люстр отражали достижения технологии производства стекла, господствующие архитектурные стили. Известно, что появление хрустальных люстр совпало с расцветом стиля барокко. А уже в эпоху рококо, ампира и классицизма художественные достоинства хрусталя достигли своего совершенства.
Хрустальные подвески люстр пользовались особенной популярностью в XVIII и XIX веках. Люстры с такими элементами являлись изысканным, шикарным, великолепным украшением дворцовых и бальных залов, парадных кабинетов. Цветные искры поражали помещения своим великолепием и красотой.Для декорирования люстр в сочетании с хрустальным прозрачным стеклом использовалось и цветное стекло (голубое, розовое, изумрудно-зеленое, рубиновое). Оно было изобретено раньше хрусталя, в Древнем Египте и Греции, а затем распространилось в ряде стран Европы.
Художественное оформление хрустальных люстр изменялось под влиянием разных архитектурных стилей той или иной эпохи. Так, люстры XIV-XVII веков, изготовленные из лепного венецианского стекла украшали стеклянные стебли, берущие свое начало из основания светильника. Подвесные светильники второй половины XVIII века отличались легкостью и воздушностью ниспадающих хрустальных подвесок. В Англии в середине XIX века популярность приобрели люстры каскадного оформления, которые были украшены подвесками удлиненной формы. В России модными стали светильники, украшенные обилием хрустальных элементов в виде гирлянд, создающих плотную завесу.