Из истории изобретения светильников

В средние века в Риме и  Греции появились напольные светильники, которые представляли собой треноги,  изготовленные из металла,  с установленной на них чашей. Чаша заполнялась горючим веществом. В состав горючего вещества иногда добавляли ароматические вещества, которые в процессе горения издавали приятные запахи. Позже появились светильники под названием канделябры, более удобные в эксплуатации. Они имели широкое устойчивое основание и более привлекательный внешний вид.

 Жилище первобытного человека освещалось как естественным, так и искусственным светом. Источником искусственного света был очаг, который находился в центре помещения. Стремление человека к познанию окружающего мира нашло свое выражение в наскальных росписях, а это требовало  дополнительного освещения и привело к использованию факела, издающего свет. Для удобства выполнения росписей человек закреплял факел в щели,  образованные между камнями.  Надежность крепления факела на вертикальной плоскости стены достигалась использованием, изобретенных в то время,  специальных зажимов из металла.

В средние века в Риме и  Греции появились напольные светильники, которые представляли собой треноги,  изготовленные из металла,  с установленной на них чашей. Чаша заполнялась горючим веществом. В состав горючего вещества иногда добавляли ароматические вещества, которые в процессе горения издавали приятные запахи. Позже появились светильники под названием канделябры, более удобные в эксплуатации. Они имели широкое устойчивое основание и более привлекательный внешний вид. В то время были также известны светильники стационарного исполнения   лампадарии.  Подвесные светильники получили название  лампад, которые   представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к консолям или потолочным балкам.  Чаши заполнялись  маслом, животным  жиром,  а иногда и нефтью (для светильников наружного освещения и маяков). В качестве источника света применяли фитиль, скрученный из волокон растительного происхождения, который опускали в горючую  жидкость,  вследствие чего загорался фитиль и давал свет.

 Затем появилась  свеча, для  изготовления которой первоначально использовали   животный жир,  позже  пчелиный  воск,  для фитиля использовали  тростник, затем  хлопковые или конопляные волокна. Простота производства и использования, экономичность стали важными свойствами появившейся свечи. Появление свечи послужило  важным прорывом в освещении помещений и основанием для изобретения светильников разного назначения. Новую конструкцию приобрел канделябр.

В конце XVII века окончательно сформировалась  люстра. Новые огни зажглись в  залах дворцов и храмов. Особую популярность приобретают люстры с сотнями свечей, установленные в центре залов, отличающиеся пышностью, богатством и красотой. Люстры поражали  своей массивностью и большим весом, они представляли собой металлический каркас с закрепленными на нем многочисленными подвесками из природных камней или стекла (цветного и бесцветного). Чтобы зажечь свечи люстру опускали, а затем поднимали с помощью специального механизма. На стенах залов устанавливаются  вычурные бра, в коридорах – канделябры. Гармоничное сочетание разных по назначению светильников, оформленных в едином стиле, на фоне большого количества зеркал в позолоченных рамах, придавало помещениям роскошность, торжественность, парадность.

Вошли в историю керосиновые лампы, которые появились в 1853 году, они  вытеснили из обихода  свечи и масляные светильники.  Керосиновые лампы  имели существенный недостаток – в процессе работы  выделяли много копоти и тем самым загрязняли жилое пространство. К тому же, они были недостаточно практичны и удобны. Из-за необычной формы керосиновая лампа получила название "летучая мышь", ее дизайн был достаточно изыскан. Лампа" летучая мышь" неоднократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников. Выполненные в виде  «летучей мыши» настольные лампы и ночники в эпоху модерн,  прекрасно дополняли  интерьеры кухонь, спален и кабинетов. Для уличного освещения  использовали газовые фонари, разновидностью которых явились  газовые рожки для украшения и освещения интерьеров.  Они использовались наряду с керосиновыми лампами.

 Изобретение электричества совершило настоящую революцию в освещении, привело к появлению великого множества электрических светильников различного назначения. Разнообразие применяемых материалов, форм, конструкций, размеров породило разнообразие светильников. Они подразделяются  на светильники подвесные, потолочные, напольные и настенные; стационарные и  переносные. В больших залах для верхнего освещения используются люстры, для бокового освещения коридоров, галерей – бра, для напольного освещения – канделябры, в спальнях, кабинетах  используются также подвесные и настенные светильники и дополнительно переносные подсвечники. Меняется режиссура света, что связано  с усложнением интерьеров жилых и общественных зданий и сооружений,  с формированием эстетических требований к  светильникам.  Меняется дизайн светильников, он становится более изысканным и оригинальным.  В производстве светильников находят применение самые разнообразные материалы (металлы и сплавы на их основе, стекло, природные камни), которые поражают своими свойствами, внешним видом.

Конец XIX и начало XX веков обогатил архитектурные объекты новыми подходами к  использованию искусственного света. Характерной особенностью этого периода является разумное сочетание естественного освещения с искусственным освещением. Конец ХХ века и начало XXI века демонстрирует активное использование естественного освещения, исторически сложившиеся формы умело сочетаются с  новыми материалами и современными технологиями, появляются  новые удивительные электрические системы освещения. Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Разнообразие световых решений достигается использованием встраиваемых точечных лампочек,   позволяющих  равномерно озарять пространство  и создавать оригинальные световые композиции. Становится популярной локальная подсветка мебели и предметов интерьера. Создание дополнительных световых эффектов позволяет  расставить акценты  на отдельные предметы интерьера, придать интерьеру особый штрих и индивидуальность. Все большее использование находит светодиодное освещение – освещение XXI века.