Из истории изобретения светильников
В средние века в Риме и Греции появились напольные светильники, которые представляли собой треноги, изготовленные из металла, с установленной на них чашей. Чаша заполнялась горючим веществом. В состав горючего вещества иногда добавляли ароматические вещества, которые в процессе горения издавали приятные запахи. Позже появились светильники под названием канделябры, более удобные в эксплуатации. Они имели широкое устойчивое основание и более привлекательный внешний вид.
Жилище первобытного человека освещалось как естественным, так и искусственным светом. Источником искусственного света был очаг, который находился в центре помещения. Стремление человека к познанию окружающего мира нашло свое выражение в наскальных росписях, а это требовало дополнительного освещения и привело к использованию факела, издающего свет. Для удобства выполнения росписей человек закреплял факел в щели, образованные между камнями. Надежность крепления факела на вертикальной плоскости стены достигалась использованием, изобретенных в то время, специальных зажимов из металла.
В средние века в Риме и Греции появились напольные светильники, которые представляли собой треноги, изготовленные из металла, с установленной на них чашей. Чаша заполнялась горючим веществом. В состав горючего вещества иногда добавляли ароматические вещества, которые в процессе горения издавали приятные запахи. Позже появились светильники под названием канделябры, более удобные в эксплуатации. Они имели широкое устойчивое основание и более привлекательный внешний вид. В то время были также известны светильники стационарного исполнения лампадарии. Подвесные светильники получили название лампад, которые представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к консолям или потолочным балкам. Чаши заполнялись маслом, животным жиром, а иногда и нефтью (для светильников наружного освещения и маяков). В качестве источника света применяли фитиль, скрученный из волокон растительного происхождения, который опускали в горючую жидкость, вследствие чего загорался фитиль и давал свет.
Затем появилась свеча, для изготовления которой первоначально использовали животный жир, позже пчелиный воск, для фитиля использовали тростник, затем хлопковые или конопляные волокна. Простота производства и использования, экономичность стали важными свойствами появившейся свечи. Появление свечи послужило важным прорывом в освещении помещений и основанием для изобретения светильников разного назначения. Новую конструкцию приобрел канделябр.
В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Новые огни зажглись в залах дворцов и храмов. Особую популярность приобретают люстры с сотнями свечей, установленные в центре залов, отличающиеся пышностью, богатством и красотой. Люстры поражали своей массивностью и большим весом, они представляли собой металлический каркас с закрепленными на нем многочисленными подвесками из природных камней или стекла (цветного и бесцветного). Чтобы зажечь свечи люстру опускали, а затем поднимали с помощью специального механизма. На стенах залов устанавливаются вычурные бра, в коридорах – канделябры. Гармоничное сочетание разных по назначению светильников, оформленных в едином стиле, на фоне большого количества зеркал в позолоченных рамах, придавало помещениям роскошность, торжественность, парадность.
Вошли в историю керосиновые лампы, которые появились в 1853 году, они вытеснили из обихода свечи и масляные светильники. Керосиновые лампы имели существенный недостаток – в процессе работы выделяли много копоти и тем самым загрязняли жилое пространство. К тому же, они были недостаточно практичны и удобны. Из-за необычной формы керосиновая лампа получила название "летучая мышь", ее дизайн был достаточно изыскан. Лампа" летучая мышь" неоднократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников. Выполненные в виде «летучей мыши» настольные лампы и ночники в эпоху модерн, прекрасно дополняли интерьеры кухонь, спален и кабинетов. Для уличного освещения использовали газовые фонари, разновидностью которых явились газовые рожки для украшения и освещения интерьеров. Они использовались наряду с керосиновыми лампами.
Изобретение электричества совершило настоящую революцию в освещении, привело к появлению великого множества электрических светильников различного назначения. Разнообразие применяемых материалов, форм, конструкций, размеров породило разнообразие светильников. Они подразделяются на светильники подвесные, потолочные, напольные и настенные; стационарные и переносные. В больших залах для верхнего освещения используются люстры, для бокового освещения коридоров, галерей – бра, для напольного освещения – канделябры, в спальнях, кабинетах используются также подвесные и настенные светильники и дополнительно переносные подсвечники. Меняется режиссура света, что связано с усложнением интерьеров жилых и общественных зданий и сооружений, с формированием эстетических требований к светильникам. Меняется дизайн светильников, он становится более изысканным и оригинальным. В производстве светильников находят применение самые разнообразные материалы (металлы и сплавы на их основе, стекло, природные камни), которые поражают своими свойствами, внешним видом.
Конец XIX и начало XX веков обогатил архитектурные объекты новыми подходами к использованию искусственного света. Характерной особенностью этого периода является разумное сочетание естественного освещения с искусственным освещением. Конец ХХ века и начало XXI века демонстрирует активное использование естественного освещения, исторически сложившиеся формы умело сочетаются с новыми материалами и современными технологиями, появляются новые удивительные электрические системы освещения. Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Разнообразие световых решений достигается использованием встраиваемых точечных лампочек, позволяющих равномерно озарять пространство и создавать оригинальные световые композиции. Становится популярной локальная подсветка мебели и предметов интерьера. Создание дополнительных световых эффектов позволяет расставить акценты на отдельные предметы интерьера, придать интерьеру особый штрих и индивидуальность. Все большее использование находит светодиодное освещение – освещение XXI века.