Музейное освещение-это тоже искусство

Сохранность музейных экспонатов – очень ответственная задача. В результате негативных воздействий они теряют свою художественную и эстетическую ценность. При этом происходит старение бумаги, что приводит к ее пожелтению, органические вещества распадаются, краски изменяя свой химический состав, разрушаются, меняют свой цвет, оттенок. Учитывая специфические особенности произведений искусства, освещение, как фактор их  сохранности,  играет огромную роль.

Освещение музеев, картинных галерей, выставок произведений искусства требует особого подхода. В процессе их освещения  ставится цель создания светового образа, эффектного представления экспонатов, передача облика каждого экспоната для  воздействия на посетителя и его эмоциональное восприятие. Свет играет очень важную роль в восприятии экспонатов, помогает выявить их материал, цвет, колористическое решение, фактуру, форму. Эти характеристики составляет художественную ценность экспоната,  поэтому  освещение должно обеспечить их восприятие в комплексе, реально, полно и достоверно.

 Экспонаты музея – это произведения искусства, их освещение – это тоже искусство. Музейное освещение выполняет очень важные функции. Это, прежде всего освещение экспонатов (картин, скульптур), но немаловажную роль играет и внутреннее освещение музея (освещение залов, коридоров, вспомогательных помещений).  Следует учесть и то, что на восприятие произведения искусства влияют  различные факторы, а именно:  цвет и фактура стен и потолка,  архитектурные особенности самого помещения, размеры и расположение окон, метеорологические условия и другое.   Следовательно,  музейное освещение включает  целый комплекс задач, требует грамотных технических и  дизайнерских решений.

Музейное освещение должно отвечать определенным требованиям:

- обеспечить хорошую цветопередачу произведений искусства и создать условия для комфортного посещения музея посетителями;

- быть рациональным по форме, удобным в эксплуатации;

         -  выполнять свои светотехнические функции на протяжении всего срока эксплуатации;

         -  быть безопасным;

- сохранять экспонаты от влияния  яркого света, ультрафиолетового и инфракрасного, теплового  излучения.

На этапе дизайнерского проекта музейного освещения решаются задачи подбора источников освещения и светотехнического оборудования, разрабатывается концепция музейного освещения. Основными направлениями данной концепции является решение технических, эстетических и психологических задач.

Важную роль играют светильники, они должны обеспечить оптимальную цветопередачу произведений искусства, подчеркнуть их колористическое решение. Ведь от того, насколько удачно и правильно они подобраны,  зависит восприятие произведений искусства посетителями. Очень важно также  учесть физиологические особенности человеческого зрения. К тому же, при восприятии экспонатов не должно возникать никаких помех, световых бликов, контрастов. В качестве источников света в светильниках используют галогенные лампы,  газоразрядные и светодиодные. Следует использовать светильники многофункционального назначения, которые отличаются высокими эргономическими показателями,  в случае необходимости их легко можно заменить.

Светильники акцентного освещения следует располагать таким образом, чтобы избежать бликов, засветки. Акцентное освещение создает гармонию света и тени, помогает посетителю испытывать определенный комфорт при осмотре экспонатов, обратить внимание на архитектурные особенности и оформление интерьера, наслаждаться окружающей красотой.

Сохранность музейных экспонатов – очень ответственная задача. В результате негативных воздействий они теряют свою художественную и эстетическую ценность. При этом происходит старение бумаги, что приводит к ее пожелтению, органические вещества распадаются, краски изменяя свой химический состав, разрушаются, меняют свой цвет, оттенок. Учитывая специфические особенности произведений искусства, освещение, как фактор их  сохранности,  играет огромную роль.

Достижение идеального микроклимата для каждого экспоната  музея – это результат  совместной работы профессионалов (светотехников, специалистов по монтажу осветительного оборудования, искусствоведов, дизайнеров). Для защиты музейных экспонатов от различных влияний  на оптические элементы светильников наносятся многослойные покрытия, используются специальные поглотительные фильтры. Модель современного музея для экспонирования произведений искусства,  по мнению специалистов в области музейного освещения – это  использование помещений закрытых от доступа естественного света.  Именно в таких помещениях  можно создать идеальные условия для  сохранности произведений искусства, обеспечить их правильное освещение источниками искусственного света и   хорошее восприятие посетителями.

Чтобы достичь оптимального освещения каждого экспоната музея  на стадии проектирования используются специальные компьютерные программы под названием симуляторы.  Они моделируют трехмерное изображение экспоната, его восприятие  при комбинированном освещении и направленном потоке света. Это дает возможность установить определенный уровень освещенности экспоната и на основании технических характеристик  осветительной аппаратуры сделать ее выбор. Но следует учесть и то, что компьютерная программа не может предусмотреть все факторы, которые могут повлиять на экспонат при его восприятии посетителем. В таком случае прибегают и к ручному способу корректировки осветительных приборов. Это требует очень тонкого подхода и мастерства. Хороший эффект экспозиционного освещения можно получить используя трековые системы, на которых размещаются все типы осветительного оборудования.  Управление освещением осуществляется с помощью центрального пульта.  Такая организация управления освещением создает  удобство и комфорт.

Итак, составными элементами правильного освещения произведений искусства являются: профессионализм, современное светотехническое оборудование, высокое качество установки оборудования, и, конечно,   глубокое понимание искусства.