Немного истории

С появлением электричества формируются и создаются  новые виды структур, которые предусматривают использование нового  источника света, но являются  характерными  для керосиновых  светильников и светильников с использованием свеч.  Начало 80-х годов XIX века характеризуется  появлением разных стилей, наблюдается стилевой  хаос.  В архитектуре и мебели возрождаются  исторические стили  разных эпох.

 Возникновение и развитие производства приборов для создания искусственного освещения  имеет свою богатую, многовековую и интересную историю. Знакомство с историей дает возможность  понять взаимосвязь техники и культуры  на примере  объектов предметной среды жилища, установить зависимость их форм от развития производства материалов, технологических процессов, декоративно-прикладного искусства, архитектуры,  дизайна.

В те далекие времена  источниками  искусственного света служили  лучины, факелы,  масляные светильники. На протяжении многих веков для создания освещения использовали различные  свечи  (сальные, затем появились восковые, парафиновые, стеариновые, спермацетовые). Осветительные приборы  того времени были  разной  конструкции.  Элементами конструкции приборов были профиты, в которые устанавливались и закреплялись свечи.  Позже появились светильники,  которые представляли собой  предметы быта и были  объектами художественного творчества. Изобретатели светильников стремились придать им определенную форму и конструкцию, которые со временем видоизменялись и приобретали новое выражение.  Появившиеся в те времена,   типы светильников различного назначения по способу и месту установки,  не утратили своего значения и сегодня. Среди сохранившихся типов светильников  известны  подвесные светильники, имеющие   кольцеобразную  или рожковую  структуру,  светильники настенного  типа,  настольные светильники с наличием центральной стойки. Эти типы светильников появились и совершенствовались в то время, когда в качестве источника света широкое применение имела свеча.  Такие типы светильников известны и сегодня. Длительная жизнь таких  светильников обусловлена  их целесообразностью и рациональностью конструктивного решения, эргономическими показателями.

С появлением электричества формируются и создаются  новые виды структур, которые предусматривают использование нового  источника света, но являются  характерными  для керосиновых  светильников и светильников с использованием свеч.  Начало 80-х годов XIX века характеризуется  появлением разных стилей, наблюдается стилевой  хаос.  В архитектуре и мебели возрождаются  исторические стили  разных эпох. Передовые художники и архитекторы ведут интенсивный поиск новых путей, что привело к возникновению стиля модерн. Производство электрических светильников конца XIX века развивается в  двух направлениях.  Особенностью светильников первого направления является усиление внимания их конструктивному исполнению, изделиям придается легкость, технологичность  форм, в них  отсутствует   декор. Светильники второго направления выполняются в разных стилях прошлых эпох, включая и стиль модерн.

В это время популярностью пользуются светильники многих электротехнических фирм США, Германии, Франции.  Эти светильники отличаются выразительностью форм, простотой конструкций и используются для местного освещения. Особенность их и в том, что их конструкция позволяет  регулировать  направление светового потока. Оригинальность форм некоторых светильников того времени привлекают дизайнеров и сегодня. Изобретение электрической  лампы накаливания позволило создать  светильники  замкнутой конструкции, которые  встраивались в потолок или устанавливались на стену.  Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности  для их творчества. Характерными признаками  стиля  модерн является усиление внимания   ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и предметов, находящихся в них. Изделия, выполненные в стиле модерн, отличаются наличием стилизованного орнамента, в основе которого  используются  мотивы растительного мира. Этот орнамент нашел свое отражение и  в светильниках. Светильники стиля модерн   гармонично  связаны с пространством и предметами  интерьера. Формы светильников – это результат  богатой фантазии и тонкого  вкуса художников.

В 20-е годы XX века стиль модерн утрачивает свою популярность в странах Европы, что приводит к упрощению форм изделий, включая  и светильники. На смену светильникам стиля модерн приходят подвесные светильники с абажурами из ткани, плоские светильники, выполненные в форме чаши, малогабаритные  подвесные светильники в виде фонариков, настенные светильники, отличающиеся упрощенной  формой, настольные лампы на тонкой  стойке с тканевым  абажуром.

Наиболее совершенными по своему светотехническому и архитектурному выполнению  были  люстры, для изготовления которых использовали   хрусталь и цветное стекло.  Они отличались  разнообразием  форм,  материалов и  технологии изготовления, конструкций, размеров и являлись образцами  декоративно-прикладного и художественного творчества. Начало 50-х годов ХХ века ознаменовано появлением    люминесцентных ламп. Особенно популярным люминесцентное освещение становится в Японии.  Такой  тип источника света удачно используется при создании традиционных национальных форм светильников, которые широко применяются   и в  настоящее время.

В европейских странах люминесцентное освещение  получает свое применение  в 40-е годы.  Люминесцентные лампы, как источники света, используются   только в  светильниках потолочного назначения.  Массовое производство малогабаритных компактных люминесцентных ламп было освоено в конце 70-х – начале 80-х годов. Размеры люминесцентных ламп были приравнены к  стандартным лампам накаливания, что позволило создать и  люминесцентные светильники для освещения жилых помещений.

Прошло  много столетий, но  светильник всегда рассматривается как важный и неотъемлемый элемент интерьера помещения. Его форма, конструктивное решение, декоративное оформление  развиваются  в тесной увязке  с  оборудованием интерьера и соответствуют  определенному стилевому направлению.