Освещение магазина - составная часть его мерчендайзинга

    В магазинах используют разные типы освещения: потолочное, подвесное, витринное. Организация освещения в каждом конкретном магазине имеет свои особенности. Важно, чтобы освещение магазина соответствовало его общей концепции, дизайну интерьера, размеру торговой площади,  специфике  ассортимента товаров.

Правильное освещение магазина имеет огромное значение в деле решения задач увеличения продажи товаров, совершенствования маркетинговой политики и улучшения культуры обслуживания покупателей.  Хорошее освещение магазина оказывает на покупателя положительное воздействие, усиливает его внимание и интерес к товару, создает в магазине атмосферу  праздника и хорошего настроения. Профессиональный  подход к освещению магазинов должен быть направлен на создание комфортной обстановки для покупателей, располагать к ознакомлению, выбору и принятию решения о приобретении товара.

        В магазинах используют разные типы освещения: потолочное, подвесное, витринное. Организация освещения в каждом конкретном магазине имеет свои особенности. Важно, чтобы освещение магазина соответствовало его общей концепции, дизайну интерьера, размеру торговой площади,  специфике  ассортимента товаров.

Основными характеристиками системы освещения являются:

1.Общий уровень освещенности магазина, который влияет на формирование процесса покупки товара. Высокий уровень освещенности создает оптимальные условия для выбора товара и совершения покупки. Нормируется уровень освещенности магазинов. Минимальный уровень яркости составляет 500 люкс; показатели яркости находятся в пределах от 500 до 1000 люкс.  В условиях низкой освещенности создается атмосфера, при которой покупатель стремится быстро пройтись по магазину и не проявляет особого внимания к витринам с товаром. Обычно он приобретает известные ему товары,  что характерно  для магазинов, осуществляющих торговлю товарами массового спроса.  Чтобы привлечь внимание покупателя к товару, подчеркнуть достоинства товара, необходимо сделать и его акцентную подсветку. В акцентной подсветке, например,  нуждаются ювелирные товары,  художественные изделия и сувениры, подарки,  изделия из хрусталя; товары-новинки и другие товары.

2. Восприятие цвета товаров при их освещении. Известно, что голубые, зеленые цвета воспринимаются как холодные;  цвета желтые, бежевые, красные, оранжевые – воспринимаются как теплые;  близки к белому свету – воспринимаются как нейтральные цвета. Если помещение оформлено в теплых тонах, то  они придадут помещению  ощущение теплоты; холодные оттенки света – ощущение беспокойства, привнесут в него особую строгость. В магазинах по торговле хлебом и хлебобулочными, кондитерскими изделиями, парфюмерно-косметическими товарами, одеждой, обувью  рекомендуются  теплые оттенки света,  по торговле молочными и замороженными продуктами – холодные оттенки света; колбасными изделиями и мясопродуктами – нейтральный белый свет.

3. Направленный  или рассеянный свет. С помощью направленного  света можно выделить отдельные зоны в магазине, сделать акцент на отдельные товары, привлечь к ним внимание. Равномерное рассеянное освещение обеспечивает  высокую степень цветопередачи различных товаров. Правильная цветопередача – это важная характеристика,  которая  определяется  свойствами осветительных приборов.  Для многих видов товаров (ткани, одежда, обувь,  мясо и мясные продукты, колбасные изделия, овощи, фрукты и другие товары) цвет является одной из важных характеристик. Поэтому очень важно грамотно подойти к выбору осветительных приборов, обладающих высоким коэффициентом цветопередачи. При плохой цветопередаче происходит искажение  ярких цветов товаров.  Учитывая особенности и свойства разных групп товаров, необходимо  организовать освещение таким образом, чтобы создать комфортные условия для покупателей при выборе товаров. Такие товары, как одежда, обувь, игрушки и товары детского назначения, нуждаются в  хорошем общем освещении, используя осветительные приборы, излучающие теплые оттенки света. Бытовая техника  также требует  хорошего уровня общего освещения, а отдельные виды дорогой техники – акцентного освещения, чтобы привлечь к ней внимание покупателя.

Качество освещения магазина во многом зависит от источника света осветительных приборов. В качестве источников света осветительных приборов применяют галогенные, металлогалогенные, люминесцентные,  светодиодные лампы.  Галогенные лампы  имеют высокую яркость свечения и улучшенные показатели цветопередачи, обеспечивают получение  различных оттенков светового излучения. Осветительные приборы с галогенными лампами устанавливают в магазинах по торговле  продуктами питания,  товарами детского ассортимента. Галогенные лампы достаточно  долговечные и экономичные. Они имеют  малые размеры, отличаются компактностью. Металлогалогенные лампы обеспечивают высокое качество цветопередачи.  Люминесцентные лампы  используют для создания общего освещения, они обеспечивают равномерное освещение торговых залов магазинов, световое излучение  ламп от холодных до теплых оттенков. Все большее распространение получают осветительные приборы, работающие на светодиодах. Они создают достаточно яркое освещение, имеют широкий диапазон цветовой температуры. В процессе работы светодиоды не нагреваются, они отличаются высокой безопасностью эксплуатации,  потребляют незначительное количество электрической энергии, долговечные. Такие приборы  легко и просто могут устанавливаться  на любую поверхность, что обеспечивает удобство монтажа.  Возможности осветительных приборов на основе светодиодов довольно широкие, их можно подобрать для  освещения магазинов, осуществляющих торговлю разными товарами.  Целесообразно использовать осветительные приборы   со светодиодами для локальной подсветки товаров, например, в отделах магазинов по торговле замороженными продуктами.

Огромный выбор  осветительных приборов  позволяет использовать те, которые  обеспечивают высокое качество освещения магазинов  и создают комфортные условия для совершения покупок. Являясь составной частью мерчандайзинга магазина, освещение решает важные задачи.