Правильное освещение магазина - важный фактор успешной работы

Свет оказывает психологическое воздействие на покупателя, которое определяется интенсивностью освещения и цветовой температурой. Основными показателями эффективности осветительного оборудования магазина,  являются качество и количество излучаемого света. Качество света определяется цветопередачей, то есть  способностью освещения правильно передать истинный цвет предметов и цветностью светового излучения, не создавая при этом  слепящего эффекта. Количество света зависит от вида источника света, его электрических параметров.

Велика роль искусственного освещения магазина. Задача искусственного освещения магазина  состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для продавцов и покупателей.  Свет помогает создать атмосферу, способствующую формированию у покупателей интереса к товару. Правильное освещение магазина создает хорошие условия для покупателей в деле ознакомления с товарами, осуществления их выбора и совершения покупок. Удачно подобранное освещение  способствует, с одной стороны,  удовлетворению спроса покупателей на товары, а с другой – получению доходов  и прибыли от результатов деятельности. Правильное освещение – это один из важнейших факторов, который влияет на успешную работу магазина.

Свет оказывает психологическое воздействие на покупателя, которое определяется интенсивностью освещения и цветовой температурой. Основными показателями эффективности осветительного оборудования магазина,  являются качество и количество излучаемого света. Качество света определяется цветопередачей, то есть  способностью освещения правильно передать истинный цвет предметов и цветностью светового излучения, не создавая при этом  слепящего эффекта. Количество света зависит от вида источника света, его электрических параметров. Безусловно, что организация освещения магазина требует грамотного подхода к  выбору осветительного оборудования, его размещению в магазине. Но немаловажную роль играет и видовой ассортимент товаров, Ведь известно, что  разные товары требуют и разного подхода к их освещению. Исходя из маркетинговой политики,  каждое предприятие торговли должно выбрать  определенный уровень освещения. Показатель комфортного освещения находится  в пределах от 500 до 2500 люкс.

 Различают следующие типы освещения  магазинов: 

          - общее (фоновое) – обеспечивает  общую видимость пространства,   задает тон и стиль всему  помещению;

           - периметральное  (круговое) – служит для освещения пристеночного     оборудования с расположенными  на нем товарами и  создает условия для правильной  ориентации покупателей в больших торговых залах;

           - акцентирующее – позволяет  сделать акцент на отдельный товар, выделить его  из общей массы товаров,  чтобы привлечь    к нему внимание покупателя.

Общее освещение применяется во всех магазинах. Роль общего освещения особенно велика для крупных продовольственных магазинов, супермаркетов, торговых центров. В таких магазинах  требуется яркое  освещение прилавков, полок, витрин, стеллажей  с размещенными  товарами.  К тому же,  в них  должно быть организовано равномерное  освещение всего  помещения. При высоком уровне общего освещения магазина покупатель чувствует  себя празднично, возвышенно, проявляет интерес к товарам.  Поэтому очень важно правильно подобрать осветительное оборудование и грамотно его установить. Это позволяет в последующем  делать перестановку торгового оборудования по мере необходимости в любое время и в любом варианте. Для  создания общего освещения применяют люминесцентные, растровые светильники,  подвесные осветительные  системы.

Для периметрального (кругового) освещения используют  выдвижные или подвесные светильники, источниками света которых являются  галогенные или металлогалогенные лампы.

Акцентирующее освещение достигается с использованием светильников с галогенными или металлогалогенными лампами, имеющими зеркальные отражатели. Удачный вариант для акцентирующего освещения  токопроводящие шины,  с установленными на них светильниками. Это позволяет   направить  световой поток в нужное место, установить требуемую  высоту шин или регулировать ее в помещениях с высокими потолками. Акцентирующая подсветка  необходима при частой смене экспозиции товаров в торговом зале, для подсветки новых видов товаров, ранее неизвестных покупателю.

Применение галогенных  ламп для освещения магазинов объясняется  их достоинствами.  Они  создают  яркий свет, а  лампы с зеркальными отражателями являются идеальными для точечной подсветки товаров, так как имеют   разный угол рассеивания, что обеспечивает хорошее освещение и восприятие товаров.  Более эффективными  источниками света являются металлогалогенные лампы. Они характеризуются высокой экономичностью и световой отдачей.  Так, например, металлогалогенная лампа мощностью в 150 Вт дает световой поток, сопоставимый с потоком галогенной лампы  мощностью 600 Вт.  Металлогалогенные лампы имеют длительный срок службы,  который в 5—6 раз  превышает срок службы  галогенной лампы. Они могут быть разной цветовой температуры (3000—6500 К), что дает возможность  добиться различной световой атмосферы в торговом зале в зависимости от вида товаров и показать их в натуральном цвете.

 Популярностью пользуются также компактные люминесцентные лампы, которые являются прекрасным вариантом для общего освещения в магазинах с высокими потолками. Они имеют  хорошие энергосберегающие показатели и  большой диапазон цветности. Срок их службы — 7500-8000 часов. 

При выборе осветительного оборудования для каждого конкретного магазина необходимо исходить из его  эффективности и экономичности. Осветительное оборудования  должно иметь  низкое энергопотребление;  затраты на его приобретение,  замену ламп и обслуживание не должны  быть  слишком высокими. Выбор осветительного оборудования для магазина, его установка требуют профессионального подхода и решения.