Путь от лучины к электрической лампе

На протяжении многих веков в крестьянских домах во многих странах Европы и России источником света являлась лучина. Для поддержания пламени горящей лучины применялись так называемые светцы, изготовленные из металла, для их основания применялись детали из дерева. Светцы украшались различными металлическими завитушками, а деревянные элементы изготавливались резным способом, а также иногда украшались росписью.

Развитие производства приборов искусственного освещения имеет свою многовековую историю. Огромный мир бытовых светильников раскрывает зависимость их формы, конструктивного решения от развития производства материалов, технологии изготовления, техники искусственного освещения, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, безусловно, дизайна. Известно, что в качестве источников искусственного света в древние времена использовались факелы, лучины и масляные светильники. До сегодняшнего времени сохранилось образцы подобных светильников периода древней Греции и Рима.

На протяжении многих веков в крестьянских домах во многих странах Европы и России источником света являлась лучина. Для поддержания пламени горящей лучины применялись так называемые светцы, изготовленные из металла, для их основания применялись детали из дерева. Светцы украшались различными металлическими завитушками, а деревянные элементы изготавливались резным способом, а также иногда украшались росписью. Особой популярностью пользовались масляные светильники, которые состояли из сосуда для масла и фитиля. Для изготовления сосудов чаще всего использовали обожженную глину, а несколько позже стали использовать бронзу. Сосуды заполнялись льняным или конопляным маслом. Для усиления силы света вместо одного фитиля использовалось несколько фитилей, количество сосудов было разным. Существенным достижением техники искусственного освещения в V веке до нашей эры стало изобретение фитиля из так называемого карпасийского льна, напоминающего по своим свойствам асбест, который добывали на острове Крит. В течение семи веков “неугасимый огонь” служил источником света.

Глиняные масляные светильники применялись для освещения жилищ простых людей. Они были различными по форме, их украшали мотивы животного и растительного орнамента. Такие светильники были переносного типа. Жилища богатых людей освещали светильники, изготовленные из бронзы. Об этом свидетельствуют образцы светильников, найденных при раскопках Помпеи еще в XVIII веке, Херсонеса – уже в наше время. На бронзовые светильники наносились растительные и геометрические орнаменты, различные архитектурные мотивы, изображения людей и животных. Для рассеивателей бронзовых масляных светильников использовали силикатное стекло. Многие века искусственное освещение осуществлялось свечами. Широкое применение они получили уже в XII веке в Древней Руси. Вначале были сальные свечи, затем появились восковые, парафиновые, стеариновые, спермацетовые. Осветительные приборы того времени были различной конструкции, с прикрепленными к ним профитами, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы), для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, на различное количество свечей.

 Развитие литейного производства в Киевской Руси (IX век) привело к созданию медных и серебряных паникадил (многосвечников) и подсвечников. Позже на основании конструкций паникадил стали изготавливать люстры. Сложные по конструкции и значительных размеров светильники освещали церкви, дворцовые залы и дома богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только большими размерами (диаметр паникадил иногда доходил до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.

Наряду с паникадилами  на Руси была известна форма светильников – хоросы, которые представляли собой круглые чаши, подвешенные к потолку на цепях. Край чаши был обрамлен кольцом, в котором устанавливались свечи.

Особое место в истории развития светильников занимают фонари, которые применялись во время религиозных праздников, крестного хода, свадебных и похоронных церемоний. Чтобы придать им пышность и роскошный вид их оформлению уделялось особое внимание. Чаще всего фонари имели шестигранную форму, стенки из слюды, которые защищали пламя свечи от влияния ветра.

В XIX веке вошли в быт переносные керосиновые светильники-кружки. Известны подвесные светильники кольцеобразной или рожковой конструкции, настенные светильники типа “бра”, настольные светильники с центральной стойкой. Эти светильники возникли и применялись во времена, когда распространенным источником света была свеча. Керосиновая лампа была изобретена в 1853 году. Ее принципиальное отличие от масляной лампы в том, что горелка располагалась выше резервуара; при этом керосин легко впитывался фитилем и становился легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп привело к необходимости использования различных рассеивателей из молочного силикатного стекла, непрозрачных отражателей и экранов. Керосиновые светильники второй половины XIX века выпускались различного исполнения и назначения: в виде простых и дешевых изделий и в виде уникальных дорогих изделий с деталями из художественного стекла, металлического литья и фарфора.

В XVIII веке появились новые светильники “стенники” и люстры. Стенники устанавливались на стене. Они представляли собой плоские или вогнутые отражатели фигурной,  круглой или восьмиугольной формы, с прикрепленными к ним свечниками. Отражатели изготавливались из меди, на их поверхность наносилась гравировка, чеканка, различные узоры и изображения.

Наиболее совершенными светильниками по технике исполнения были многосвечные люстры с подвесками из хрусталя и цветного стекла, получившие свое распространение в конце XVIII и начале XIX веков. Хрустальная свечная люстра создавала декоративную игру света на граненых деталях из стекла, основанную на его преломлении и отражении. Подвижное пламя света в сочетании с хрусталем усиливало особый зрительный эффект под различными углами наблюдения. Использование в люстрах цветного окрашенного стекла: голубого и розового, рубинового и изумрудно-зеленого придавало им особую привлекательность.

Известно, что в начале 80-х годов XIX века появилось электрическое освещение. Производство электрических светильников осуществлялось по двум направлениям: конструктивное (легкость и простота технологической формы, отсутствие декора) и декоративное (использование декоративных приемов стилей прошлых эпох и особенностей модерна). Светильники, которые отличались простотой конструкции и выразительностью формы, выпускали многие электротехнические фирмы Франции, США, Германии. Такие светильники использовались  для местного освещения, они имели устройство для регулирования направления светового потока. Изобретение электрической лампы накаливания позволило создать светильники с замкнутой структурой, которые непосредственно встраивались в потолок или закреплялись на стене. Изобретенный источник света открыл широкие возможности для архитекторов и художников по созданию выразительных изделий с декоративным оформлением, использованию стилизованного орнамента, основанного на мотивах растительного мира. В начале 50-х годов XIX века появляется люминесцентное освещение. Наиболее активно процесс внедрения и использования люминесцентного освещения проходит в Японии. Этот источник света органично сочетается с традиционными национальными формами светильников, в которых отражаются национальные особенности. И в наше время люминесцентное освещение в Японии является доминирующим.

В Европе первые попытки использования люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы XIX века и нашли свое воплощение в потолочных светильниках. Массовое производство люминесцентных ламп было организовано в конце 70-х - начале 80-х годов XIX века. С появлением электричества в быт пришли и люстры, и настольные лампы, и подвесы, и бра, и торшеры, которые и сегодня освещают наше жилище.

На протяжении многих веков светильник является неотъемлемым элементом интерьера жилища. Его форма, конструктивное решение и декоративное оформление развивались в тесной связи с организацией интерьера и подчинялись существующему стилю. Светильник всегда был и остается объектом декоративно-прикладного и профессионального искусства.

Разнообразие форм, габаритов, материалов, технологий изготовления светильников являются результатом соответствующей эпохи и стиля, как по архитектурному, так и по технологическому исполнению.