Тайны хрустальных мастеров или свет по-королевски
Хрустальные люстры от стеклянных, отличаются по двум особенностям: особенная огранка деталей и содержание свинца. Именно эти два признака наделяют хрусталь тем незаменимым блеском, который выдвинул светильники из этого материала на пьедестал почета в осветительной индустрии. Хрустальные светильники также как и светильники из стекла имеют массу разновидностей.
Праздник, великолепие, блеск – все эти определения наполняют наше воображение, когда происходит упоминание об хрустальных светильниках. Если сравнивать с драгоценными камнями, золотом, серебром, то хрусталь во все века считался атрибутом роскоши в интерьере. Сейчас его все чаще применяют при изготовлении люстр. Хрусталь появился на свет в 1676 году благодаря англичанину Георгу Рейвенскрофту, который решил добавить в стекло свинец для получения нового материала. Технологическое производство свинцового хрусталя с тех пор и до нашего времени, практически не изменилось, а изменения произошли только в усовершенствовании оборудования, что позволило ускорить процесс в изготовлении. Фантазии современных дизайнеров заставили этот материал зазвучать с новым звоном, что в следствии дало возможность подобрать хрустальный светильник к любому интерьеру.
Хрустальные люстры от стеклянных, отличаются по двум особенностям: особенная огранка деталей и содержание свинца. Именно эти два признака наделяют хрусталь тем незаменимым блеском, который выдвинул светильники из этого материала на пьедестал почета в осветительной индустрии. Хрустальные светильники также как и светильники из стекла имеют массу разновидностей. По мировым стандартам, норма содержания окиси свинца для хрустальных изделий считается 24%. Так как конкретно, свинец, наделен свойством, усиливать неповторимое алмазное сверкание, считается – чем выше его наличие, тем добротнее изделие и, соответственно, тем больше его цена. Например, элитные и дорогие светильники Swarovski в своем наличии имеют более 30% окиси свинца. Его содержание в материале светильника на уровне 25-30% дает возможность называть хрусталь свинцовым.
Также, существует и малосвинцовый хрусталь, в котором содержание окиси свинца становит от 18 до 24%. Но више указанные стандарты приняты не везде. Например, в США хрустальными называются стеклянные предметы, которые в своем составе имеют хотя бы 1% свинца. Вдобавок, существует еще и бариевый хрусталь, который изготовляется с применением оксида бария, который в готовом изделии должен составлять 18%. Бариевый хрусталь ничуть не уступает свинцовому, так как по своим свойствам такой же яркий и способен преломлять свет, а в некоторых изделиях отлично превосходит его.
Кроме того, в мире очень ценным считается и богемский хрусталь, где окись бария или свинца заменяет кальциво-калиевое стекло, которое придает готовому изделию нужный блеск и стойкость. Помимо наличия материалов, которые применяют в производстве хрусталя, также очень важен и способ его обработки и изготовления. Хрусталь бывает: выдувной, ручной работы и штампованный. В современном, налаженом производстве, выдувание хрусталя происходит механическим способом. Такие изделия не отличаются от ручной работы, просто их уникальность менее неповторима.
На люстрах из хрусталя, которые сделанные вручную, всегда присутствует надпись “handmade”. Их производимость такая же, как и много веков назад – с использованием стеклодувных труб. А поскольку каждой подвеске на самодельной люстре из хрусталя присуща уникальность, так как она хоть на 1 мм., но будет отличатся от всех остальных, и грани данного хрусталя наиболее глубоки.
Производство штампованного хрусталя происходит с помощью пресса. Изделия из такого материала имеют швы и более грубые. Но отличить штампованный хрусталь от хрусталя, изготовленного вручную, на самом деле под силу только – опытному эксперту.
Отличие “механического изделия” только в цене, а люстры из хрусталя ручной работы, стоят в 5 и более раз дороже, чем стандартные штампованные, которые можно купить в любом магазине.
Хрустальные люстры считаются классикой в оформлении интерьера. Они, уже более 300 лет не выходят из моды. Но в последние годы XX столетия покупатели немного “подустали” от элегантных традиций хрустальных подвесок. И мастера хрустальных дел начали применять новые подходы к производству данного рода светильников. В моду приходит цвет. С помощью различных добавок хрусталь можно изготовить цветным. Если в материал добавить кадмий или соединения золота, то он приобретет красный оттенок, при добавлении кобальта – даст синий цвет, использовав медь – получится зеленый, а при кремневых добавках изделия из хрусталя обретут розовую прозрачность. Козырь французских производителей – хрустальные светильники серовато-серебристого и голубого цвета. Сейчас на вершине моды стоят светильники сделанные из черного хрусталя. Они очень хорошо смотрятся в простых и лаконичных интерьерах. Светильники из черного хрусталя можно встретить в коллекциях итальянцев, которые всегда щепетильно относились к тенденциям моды. В последнее время хрустальные светильники поменяли не только цвет, но и приобрели новый вид. От традиционных люстр с большинством подвесок никто не отказываться, но наравне с ними появляются новые формы. Например, хрусталь в виде разных геометрических фигур или лепестков. Также из хрусталя все чаще стали делать не только люстры, но и торшеры, бра, настольные лампы.
В заключении хочется сказать, что мода модой, но правильной уход за хрустальной люстрой во все времена остался одинаковым. Все детали на таком светильнике лучше всего протирать сухой хлопчатобумажной тканью, и ни в коем случае не склонятся к применению средств для чистки поверхностей, так как они оставляют за собой на подвесках разводы, что делает хрусталь некрасивым и мутным. А для придания изделию блеска, подвески стоит протереть спиртом, а если их можно снять с люстры, то следует опустить в мыльный раствор с добавлением уксуса, и Вас не покинет – свет по-королевски.