В чем красота и популярность-”Елизаветинских” люстр?

Необыкновенной красотой отличались “елизаветинские” люстры, каркас которых состоял из трех или четырех фигурных тяг. Они изготавливались из бронзы, имели лаконичную форму  с изысканными завитками. В верхней и нижней частях тяги соединялись в единую конструкцию, имеющую грушевидную форму. Тяги  образовывали по два излома, на которых закреплялись  украшения, имеющие форму пирамиды или флакона.  Низ люстры украшали подвески в виде шара или груши.

Производство осветительных приборов в России имеет свою историю,  и началом этого производства,  явился  указ царя Петра  I. Роскошь и красота  дворцовых залов, которые стали местом  проведения приемов и пышных балов,  достигалась их освещением и украшением. И этому  уделялось огромное внимание.   Из более развитых  стран приглашались мастера,  и  ремесленники для  выполнения работ по изготовлению изделий из стекла и металла для  убранства дворцов.

В это время в  Европе развитие бронзового искусства достигло высокого уровня,  французские и английские мастера  создавали  произведения  искусства -  настоящие шедевры из бронзы покрытые  позолотой.

С  приходом к власти в России Екатерины II чрезвычайно популярными стают  изящные и великолепные  изделия из бронзы, в том числе и светильники потолочного и настенного назначения. Екатерина II основала  в стране собственное ремесло по обработке бронзы.  В Санкт-Петербурге  были  созданы  небольшие мастерские, где изготавливались изделия из бронзы.

В начале 18 века в России появилась первая фабрика по производству осветительных приборов из бронзы, так называемая Императорская.  Здесь изготавливались люстры, торшеры, бра, подсвечники и канделябры несравненной красоты по технологии, заимствованной  у английских мастеров. Они поражали своим изяществом, были украшены тысячами подвесок из стекла и горного хрусталя. Игра световых лучей, блеск и изысканность  придавали им непревзойденную  красоту. Ими украшали царские апартаменты, а в народе они  получили  свое название “елизаветинские”, в честь английской королевы Елизаветы.

Необыкновенной красотой отличались “елизаветинские” люстры, каркас которых состоял из трех или четырех фигурных тяг. Они изготавливались из бронзы, имели лаконичную форму  с изысканными завитками. В верхней и нижней частях тяги соединялись в единую конструкцию, имеющую грушевидную форму. Тяги  образовывали по два излома, на которых закреплялись  украшения, имеющие форму пирамиды или флакона.  Низ люстры украшали подвески в виде шара или груши. Но самым нарядным украшением люстр были граненые подвески из хрусталя, а также подвески различной формы (выпуклые, миндалевидные, грушевидные). Сочетание граненых и гладких подвесок усиливало их красоту и неповторимость.  Интересно и то, что  отдельные украшения для люстр из граненого хрусталя специально завозились из Франции или Богемии.  Подвески укреплялись  на посеребренной проволоке, они находились в свободном раскачивании. При касании друг друга подвески издавали мелодичный звон, возникала игра световых лучей. Особенно большое мастерство требовалось проявить при размещении подвесок.

Бронзовые светильники стали украшением не только залов, но появились в спальнях и столовых, кабинетах и приемных. К большому сожалению, “елизаветинские” светильники в наше время уже не встретить нигде. Лишь две “елизаветинские” люстры сохранились в экспозиции  Эрмитажа.  В конце 18 века  их приобрел князь Потемкин  в Англии по очень высокой цене. “Елизаветинские люстры” до сих пор не утратили своей популярности и являются образцами средневекового стиля.

Меняются и совершенствуются технологии изготовления осветительных приборов  из стекла и металлов, но традиции прошлых веков становятся достоянием при их изготовлении и сегодня. Не утратили своей популярности   изящные изгибы бронзовых элементов “елизаветинских” люстр,  декорирование светильников с использованием  хрустального стекла. Постоянно  в  моде  красивые подвесные светильники, которые украшают гостиные квартир и домов,  дворцовые залы.